Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании

Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании

Представлен взгляд на проблему организации психологически безопасной и комфортной образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Ставится задача изучить является ли образовательная среда школы, осуществляющей обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, психологически комфортной для субъектов педагогического процесса. Использованы объективные психолого-педагогические методики И.А. Баевой, М.В. Соколовой, анкеты и метод математической статистики t – критерий Стьюдента. Изучено: является ли среда инклюзивной школы мотивирующей или демотивирующей педагогов к работе с обучающимися с особыми потребностями; готовность педагогов к осуществлению инклюзивного образования; субъективные оценки психологической комфортности для педагогов среды инклюзивной школы; психолого-педагогическая компетентность и субъективное благополучие педагогов в адаптации, к произошедшим изменениям в связи с внедрением новшества. На выборках педагогов начального звена, работающих с детьми с нарушениями в психофизическом развитии и педагогов, не работающих с особыми обучающимися, было показано, что респонденты первой группы испытывают перегрузки и профессиональную неудовлетворенность отражающуюся на их психологическом благополучии. На основе результатов сделаны выводы о наличии разницы в субъективных ощущениях психологического комфорта или дискомфорта в среде образовательной организации у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и не работающих с обучающимися данной категории.

Анализ проблемы зависимости качества инклюзивного образования от психологического благополучия и личностной компетентности педагогов, реализующих его, приводит к выводу о наличии необходимости модернизации содержания психолого-педагогической подготовки педагогов к работе с особыми категориями обучающихся на этапе обучения в вузе. В заключении представлен научный взгляд на возможности высшей школы в формировании психолого-педагогической компетентности педагогов инклюзивной школы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, субъективное благополучие, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагога, личность педагога, психологически безопасная образовательная среда

Ссылка для цитирования: Кожанова Н. С., Болгарова М. А., Панкратьева О. С. Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 307-321. doi: 10.32744/pse.2019.4.24

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Кожанова Наталья Сергеевна (Россия, г. Сургут) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования. Сургутский государственный педагогический университет. E-mail: nskozhanova@rambler.ru

Болгарова Мария Андреевна (Россия, г. Сургут) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования. Сургутский государственный педагогический университет. E-mail: bolgarova79@mail.ru

Панкратьева Ольга Сергеевна (Россия, г. Сургут) - Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования. Сургутский государственный педагогический университет. E-mail: stepinaos@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: