Перспективы науки и образования

Главная » Специальная педагогика » Психолого-педагогические аспекты адаптации к слуховому аппарату при слухопротезировании детей с сенсоневральной тугоухостью

Психолого-педагогические аспекты адаптации к слуховому аппарату при слухопротезировании детей с сенсоневральной тугоухостью

Одной из проблем, с которой сталкиваются сурдопедагоги при работе с детьми с сенсоневральной тугоухостью, являются нередкие жалобы на неприятные ощущения в виде повышенной утомляемости, снижения работоспособности при длительном использовании слухового аппарата. У таких детей нами было выявлено воздействие звуковой нагрузки как стрессового фактора при неадекватном формировании адаптационных реакций организма. В настоящей работе представлено исследование влияния звуковой нагрузки при первичном слухопротезировании с целью профилактики возможных негативных реакций на начальном этапе пользования слуховым аппаратом.

У 30 детей в возрасте 4-9 лет, которым слуховой аппарат подбирался впервые, исследована разборчивость речи в свободном звуковом поле, эмоциональное состояние с помощью цветовых тестов Люшера и Дорофеевой (в зависимости от возраста); методом электромиографии (ЭМГ) мышц орального полюса, биопотенциалы которых коррелирует с состоянием биопотенциалов структур лимбической системы мозга, регистрировали эмоциональное напряжение при звуковой нагрузке – речи в виде таблиц для речевой аудиометрии, «живой речи», записанной на аудионоситель.

В целом доминирование отрицательных эмоций отмечено у 71,4% детей 4-7 лет, трудности социальной адаптации, эмоциональная неустойчивость, тревожность, потребность в эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий – у всех детей 8-9 лет. При записи ЭМГ у 8 детей показатели свидетельствовали о появлении выраженного эмоционального напряжения, сохраняющегося длительное время, что приводило к появлению дискомфорта, неадекватным эмоциональным реакциям. Таким образом, у части детей, протезируемых впервые, звуковая нагрузка, являясь новым, непривычным раздражителем, даже при хорошей разборчивости речи может вызвать стрессовую реакцию организма, особенно при наличии каких-либо фоновых нарушений, в том числе, психологической неготовности к слухопротезированию. С учетом полученных данных определены педагогические условия адаптации, предложены сурдопедагогические подходы с учетом коррекционного воздействия на эмоциональную сферу.

Результаты исследования подтверждают необходимость рассматривать адаптацию к слуховому аппарату как комплекс психолого-педагогических мероприятий с целью выработки адекватных адаптационных реакций организма на звуковую нагрузку путем воздействия на эмоциональную сферу ребенка и индивидуальных сурдопедагогических занятий.

Ключевые слова: адаптация к слуховому аппарату, сенсоневральная тугоухость, звуковая нагрузка, адекватные адаптационные реакции, эмоциональное напряжение, педагогические условия

Ссылка для цитирования: Фархутдинова Л. В. Психолого-педагогические аспекты адаптации к слуховому аппарату при слухопротезировании детей с сенсоневральной тугоухостью // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 294-306. doi: 10.32744/pse.2019.4.23

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Фархутдинова Луиза Валеевна (Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа) - Доктор медицинских наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии. ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы». E-mail: luizaval@yandex.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: