Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Профессиональная компетентность педагогов, реализующих инклюзивную практику в системе дошкольного образования, как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональная компетентность педагогов, реализующих инклюзивную практику в системе дошкольного образования, как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время развитие инклюзивного образования стоит в ряду приоритетных задач российского общества. Процесс инклюзии внедряется и в современное дошкольное образование. В связи с этим, назрела проблема формирования профессиональной компетентности специалистов для системы инклюзивного дошкольного образования. Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве которого рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые, позволяет решать эту проблему. С позиций компетентностного подхода, владение ключевыми компетенциями в рамках инклюзивного дошкольного образования помогает специалисту ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной деятельности и достигать поставленных целей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Авторами статьи обосновано применение компетентностного подхода к реализации образовательного процесса дошкольных организаций, осуществляющих инклюзивную практику. Выявляется и экспериментально подтверждается содержание выделяемых в структуре профессиональной компетентности компонентов (когнитивный, операционально-деятельностный, личностный). В структуре эксперимента предусматривается исследование процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации. Основная суть экспериментального исследования заключается в выявлении ключевых особенностей компонентов профессиональной компетентности педагогов инклюзивных детских садов, обеспечивающих не только эффективность психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, но и выступающих условием их социализации. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения компетентностного подхода для реализации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, находящихся в условиях инклюзии. Это также обеспечит гармонизацию взаимоотношений субъектов инклюзивного образования, что во многом гарантирует успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, компетенции, инклюзия, дошкольная образовательная организация, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация

Ссылка для цитирования: Емельянова И. Д., Маркова С. В., Подольская О. А. Профессиональная компетентность педагогов, реализующих инклюзивную практику в системе дошкольного образования, как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 361-376. doi: 10.32744/pse.2019.4.28

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Емельянова Ирина Дмитриевна (Россия, Елец) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: iemelyanova64@mail.ru. ORСID ID: 0000-0003-1087-2972

Маркова Светлана Витальевна (Россия, Елец) - Доцент, Кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: marckova.s2011@yandex.ru. ORСID ID: 0000-0002-4517-6785

Подольская Олеся Александровна (Россия, Елец) - Старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: olesya_podolskay@mail.ru. ORСID ID: 0000-0003-2218-7550

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: