Проблема преемственности – ключевое направление непрерывного образования и условий его успешной реализации в подготовке будущего воспитателя и учителя.
Цель исследования – разработать учебный план непрерывной профессиональной подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов в аспекте преемственности и экспериментально доказать эффективность его внедрения.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 40 студентов 4-х курсов двухпрофильного бакалавриата «Дошкольное образование» и «Начальное образование». Респонденты были разделены на две группы, не зависимо от пола: экспериментальная группа (n=20) и контрольная группа (n=20). Отличие в группах состояло в том, что студенты экспериментальной группы проходили профессиональную подготовку по экспериментальному учебному плану, а контрольной группы – по учебному плану без учета преемственности. Для мониторинга результатов внедрения эксперимента были использованы специально разработанные фонды оценочных средств по начальному, базовому и продвинутому уровням. Математико-статистическая обработка полученных результатов осуществлялась по Хи-квадрат при p<0,01 и p<0,05.
Результаты. Установлено достоверность эффективности реализации профессиональной подготовки по учебному плану, построенному на основе преемственности, где все предметы – методики дошкольного образования на курсах были изучены студентами до обучения по предметам — методикам начального образования, преимущественно реализованных в весеннем семестре 3-го курса и осеннем семестре 4-го курса.
Выводы. Полученные данные исследования показали, что методическая систематизация модульности построения образовательного процесса по учебному плану «Дошкольное образование» и «Начальное образование» позволит подготовить универсального компетентного выпускника для профессиональной деятельности по двум ключевым уровням общего образования: дошкольное образование и начальное общее образование.
Ключевые слова: дошкольное и начальное образование, преемственность, учебный план, студенты, методики, непрерывная подготовка
Ссылка для цитирования: Наговицын Р. С., Данилов О. Е., Тутолмин А. В., Скрябина Д. Ю. Преемственность в непрерывной подготовке педагогов для дошкольного и начального общего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 194-203. doi: 10.32744/pse.2019.4.16
Информация об авторах:
Наговицын Роман Сергеевич (Россия, г. Глазов) - Доцент, доктор педагогических наук, декан факультета педагогического и художественного образования. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. E-mail: gto18@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4471-0875 Данилов Олег Евгеньевич (Россия, г. Глазов) - Доцент, кандидат педагогических наук, проректор по научной и инновационной деятельности. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. E-mail: ds@ggpi.org Тутолмин Александр Викторович (Россия, г. Глазов) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. E-mail: lindt-tutolmin@yandex.ru Скрябина Дарья Юрьевна (Россия, г. Глазов) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. E-mail: dar-skryabina@yandex.ru