Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов

Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов

Аннотация. Статья посвящена разработке и теоретическому обоснованию компьютеризированной методики экспресс-диагностики «Страна профессионалов» для учащихся 8-9 классов, которая является частью первого этапа проекта «Региональный кадровый конструктор». Обозначена актуальность и необходимость создания online-профориентатора в рамках социального электронного сервиса, где осуществляется интерактивное взаимодействие с диагностико-информационной системой позволяющей учащимся мгновенно получать цифровую информацию о своих специальных способностях. А также сформировать умение соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. В основе выбора формата и содержания методики учитываются не только индивидуальные особенности подросткового возраста, а также потенциальные и актуальные способности респондента.

Материалы и методы. Разработанный компьютеризированный комплекс учитывает соотношение уровня развития специальных способностей и уровня выраженности интереса в той или иной сфере профессиональной деятельности может быть выражено формулой: ППР (потенциал профессионального развития) = уровень выраженности специальных способностей / уровень выраженности интереса к данной сфере профессиональной деятельности, из которой мы видим, что чем выше уровень выраженности специальных способностей и выше ранг интересов в данной сфере профессиональной деятельности, тем больше потенциал профессионального развития в ней.

Результаты исследования. Проведен сравнительный анализ имеющихся на современном этапе интерактивных компьютеризированных профориентационных систем. Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований в области психологии способностей позволил выделить основные направления в определении структуры и содержания методики изучения потенциала профессионального развития учащихся 8-9 классов. Сформирован комплект диагностических материалов для изучения профессиональной направленности учащихся в соответствии с десятью укрупненными группами специальностей. Создан компьютеризированный интерактивный диагностический комплекс для экспресс-диагностики потенциала профессионального развития личности учащихся 8-9 классов, направленный на изучение сферы профессиональных интересов учащихся 8-9 классов и уровня выраженности специальных способностей, обеспечивающих успешность в 10 различных сферах профессиональной деятельности.

Обсуждения и заключение. В результате проведенного исследования стало возможным выделение и описание уровней выраженности интересов и способностей старших подростков к различным видам профессиональной деятельности. Применение разработанной методики позволяет создать условия для активизации рефлексии профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 8-9 классов в ходе взаимодействия с интерактивной сюжетной виртуальной средой, способствует построению прогноза успешности пользователя в той или иной профессиональной сфере, созданию индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: потенциал профессионального развития личности, психодиагностика способностей, специальные способности, интересы

Ссылка для цитирования: КМялкина Е. В., Седых Е. П., Воронин Д. И., Федосеева Т. Е., Куимова Н. Н. Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 204-214. doi: 10.32744/pse.2019.4.17

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Мялкина Елена Васильева (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат педагогических наук, проректор по экономике и развитию. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. E-mail: mylkina_e@mail.ru

Седых Екатерина Павловна (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат педагогических наук, доцент, директор центра менеджмента качества образования. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. E-mail: kettt@list.ru

Воронин Денис Иванович (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат педагогических наук, декан факультета физической культуры и спорта. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. E-mail: den197878@mail.ru

Федосеева Татьяна Евгеньевна (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. E-mail: larry7@mail.ru

Куимова Наталья Николаевна (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. E-mail: kuimoava_nataliy@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4902-0884

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: