Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Влияние систематического обучения информационной безопасности на уровень тревожности обучаемых

Влияние систематического обучения информационной безопасности на уровень тревожности обучаемых

Проблема и цель. Анализ результатов научных исследований позволил выявить необходимость отслеживания уровня тревожности обучающегося при систематическом обучении информационной безопасности и обоснования выбора методов организации и содержания обучения информационной безопасности, минимизирующих негативное влияние на психологическое состояние ребенка.

Цель: исследовать влияние систематического обучения информационной безопасности на уровень тревожности обучаемых младших классов школы.

Методология. В качестве методологической базы исследования выступают деятельностный подход, теория контекстного и ситуационного обучения. Решение задач исследования обеспечивалось комплексом методов, основанных на анализе отечественной и зарубежной педагогической и психологической теории и практики в области обеспечения информационной безопасности личности; общенаучных методах, включая моделирование, сопоставление, сравнение и обобщение; экспериментальных методах с применением диагностического инструментария, экспертных оценок и статистической обработки результатов педагогического эксперимента. В экспериментальной части исследования для определения уровня тревожности применялась методика детской апперцепции (Children’s Apperception Test – САТ).

Результаты. Авторами выявлена необходимость оценки уровня тревожности обучающихся при систематическом обучении информационной безопасности и предложен инструментарий для отслеживания уровня тревожности; обоснован подход к систематическому обучению информационной безопасности учащихся начальной школы с использованием типовых ситуаций, моделирующих информационные угрозы для детей, выполнен анализ информационных угроз и их источников, критических для жизнедеятельности младших школьников, разработана типология ситуаций угроз информационной безопасности, статистически доказано, что у учащихся не возрастает уровень тревожности в результате экспериментального обучения основам информационной безопасности в начальной школе.

Заключение. Проведенное исследование показывает, что уровень тревожности младших школьников в процессе систематического обучения информационной безопасности может возрастать на начальном этапе обучения в силу естественной реакции организма, адаптирующегося к новым для него потенциальным угрозам. Экспериментально установлено, что уровень тревожности снижается до первоначального по мере усвоения новых знаний об информационной безопасности и приобретения опыта определения угрозы информационной безопасности, распознавания угрозы, класса угрозы, анализа ситуации угрозы, выполнения алгоритма действий по разрешению ситуации угрозы.

Ключевые слова: информатизация начального образования, информационная безопасность школьников, источники информационных угроз, ситуационное обучение, обучение информационной безопасности, уровень тревожности

Ссылка для цитирования: Бочаров М. И., Симонова И. В., Можаров М. С. Влияние систематического обучения информационной безопасности на уровень тревожности обучаемых // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 169-182. doi: 10.32744/pse.2019.4.14

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бочаров Михаил Иванович (Россия, Москва) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики. Московский городской педагогический университет. E-mail: mi1@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3356-3251 

Симонова Ирина Викторовна (Россия, Санкт-Петербург) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики информационного и технологического образования. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. E-mail: ir_1@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-5308-6317

Можаров Максим Сергеевич (Россия, Новокузнецк) - Профессор, кандидат педагогических наук, профессор кафедры информатики и общетехнических дисциплин. Кемеровский государственный университет (Новокузнецкий филиал). E-mail: mogarov@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-1892-2006

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: