Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Особенности профессиональной коммуникативной компетентности педагогов в предметном общении с обучающимися

Особенности профессиональной коммуникативной компетентности педагогов в предметном общении с обучающимися

Наполненность современного мира разнообразием сведений, образов, электроники заставляет педагогов стремиться учить большому и сложному. Обучающиеся стараются искать более сложные ответы. В результате обучающимся не удается овладевать базовыми эталонами обозначения в речи качеств, признаков и действий с теми объектами, вокруг которых строится коммуникация. Так нарушается понимание, затем оно перерастает в низкую предметную успеваемость. Обладают ли современные педагоги развитыми коммуникативными компетенциями в области предметного общения с обучающимися?

В рамках эмпирического исследования в двух группах испытуемых – в группе педагогов-практиков и в группе студентов, будущих педагогов – было проведено испытание по подбору слов для описания простого предмета. Чем подробнее и разнообразнее может описать предмет и действия с ним педагог, тем выше его коммуникативная компетентность, тем более разнообразные сведения и прочные логические связи формируются у обучающегося в процессе предметного общения с педагогом.

При анализе результатов двух групп испытуемых установлено, что они отличаются не только по количеству, но и по качеству. Студенты в построении коммуникации говорят больше и опираются на зрительный анализатор, используя существительные-образы в 70,9% случаев, а педагоги используют все разнообразие слов. Студенты подобрали 344 слова, а педагоги 325, но частота употреблений различных частей речи, длина ассоциативных и логических цепочек, их количество существенно отличаются.

Студенты, как представители нового поколения, продемонстрировали склонность отражать окружающую реальность в качестве созерцателей, а не в качестве деятелей. Для активизации обучающихся и расширения их опыта педагогам необходимо в рамках предметного общения подчеркивать чувственный и деятельностный потенциал окружающего пространства, через речь стимулировать большее количество анализаторов. Это умение, как метапредметную компетенцию, необходимо целенаправленно формировать у каждого педагога.

Ключевые слова: предметное общение, интерактивная функция общения, профессиональная коммуникативная компетентность, метапредметные компетенции

Ссылка для цитирования: Белоус Е. Н., Ерофеева М. А. Особенности профессиональной коммуникативной компетентности педагогов в предметном общении с обучающимися // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 126-140. doi: 10.32744/pse.2019.4.11

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Белоус Елена Николаевна (Россия, Коломна) - Доцент, кандидат психологических наук. Государственный социально-гуманитарный университет. E-mail: belousen@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-7556-0024

Ерофеева Мария Александровна (Россия, Москва) - Доктор педагогических наук, профессор. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. E-mail: erofeeva-ma72@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-7176-513X

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: