Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Когнитивные факторы моделирования персональной образовательной траектории в цифровых средах с возможностью нелинейного представления информации

Когнитивные факторы моделирования персональной образовательной траектории в цифровых средах с возможностью нелинейного представления информации

Введение. В статье рассматриваются условия включения цифровых ресурсов в познавательный процесс с возможностью нелинейного представления информации для моделирования персональной образовательной среды как основы карты возможностей при получении профессий будущего. Новизна исследования заключается в том, что в работе предлагаются инструменты применения когнитивных технологий для построения картины мира, которые создадут дополнительные факторы развития теоретического и творческого мышления, что позволит оказать непосредственное влияние на познавательное развитие человека.

Методология исследования базируется на принципах системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода, технологии Rapid Foresight, методах наблюдения, анализа и эксперимента.

Результаты. В работе научно обосновывается возможность применения новых когнитивных технологий средствами информатики, позволяющих не только моделировать процесс познания, но и формировать картину мира адекватную требованиям общества и трендам профессий будущего.

На примере проектирования персональной траектории развития в цифровой среде с возможностью нелинейного представления информации описаны факторы развития мышления, формирования умений поиска информации и т.д. Выделены типы знания, которые субъект конструирует в ходе соответствующего познавательного процесса.

Представлен эксперимент, подтверждающий эффективность включения новых когнитивных технологий в моделирование нелинейной траектории индивидуального развития и познания.

Обсуждение результатов. Обобщение результатов когнитивной деятельности при моделировании процесса познания в цифровой среде позволило не только описать типы знания, но и предложить наиболее эффективные в отношении интеллектуального развития виды работ.

В заключение делается вывод, что представленные виды познавательной деятельности обуславливают дополнительные условия для внедрения новых вариантов применения когнитивных технологий при построении картины мира. Кроме того, предлагается реализация общего алгоритма карты возможностей, включающего соотнесение психологических особенностей и требований профессий будущего.

Ключевые слова: когнитология, информационная модель, интеллектуальное развитие, мышление, форсайт-мышление, нелинейная траектория, познание, информация, знание, атлас профессий будущего

Ссылка для цитирования: Соболева Е. В., Караваев Н. Л. Когнитивные факторы моделирования персональной образовательной траектории в цифровых средах с возможностью нелинейного представления информации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 461-473. doi: 10.32744/pse.2019.3.35

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Караваев Никита Леонидович (Россия, г. Киров) - Кандидат философских наук, зав. кафедрой цифровых технологий в образовании. ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». E-mail: nl_karavaev@vyatsu.ru. ORCID ID: 0000-0001-6885-3227

Соболева Елена Витальевна (Россия, г. Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры цифровых технологий в образовании. ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». E-mail: sobolevaelv@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3977-1246

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: