Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития

Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития

Представлен анализ специфики, содержания, факторов конфликтных ситуаций в школе, участником которых является современный российский учитель, определены ключевые конфликтные риски в следующих типах взаимодействий: учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация, учитель-родитель. Ведущим методом исследования является анкетный опрос учителей московских школ посредством рассылки анкет по электронной почте. Результаты исследования были дополнены материалами неформализованного интервью
Наибольшая интенсивность конфликтных ситуаций характерна для взаимодействий учителя и учащихся. Причинами конфликта выступают ограничение возможностей педагога в применении легитимных дисциплинарных воздействий, снижение авторитета учителя, недостаточный уровень релевантности содержания учебного материала, форм и методов проведения занятий уровню подготовки учеников, их образовательным потребностям. Источниками конфликтных рисков в процессе взаимодействия учителя и руководства образовательной организации являются дисфункции организации труда педагога, отсутствие условий для его профессионального развития, неравномерное и/или несправедливое распределение учебной и дополнительной нагрузки, избыточность контроля, авторитарный стиль управления. Односторонний характер взаимодействия семьи и школы, недостаточная эффективность обратной связи, противоречие между ожиданиями родителей к качеству образования и фактическими результатами обучения в современной школе, коммерциализация образовательного пространства в значительной степени способствуют развитию конфликтов в процессе взаимодействия учителя и родительской общественности.

Ключевые слова: школа, конфликт, конфликтные риски, учитель, образовательное пространство

Ссылка для цитирования: Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 227-239. doi: 10.32744/pse.2019.3.17

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Фролова Елена Викторовна (Россия, Москва) - Доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и административного управления. Российский государственный социальный университет. E-mail: efrolova06@mail.ru

Рябова Татьяна Михайловна (Россия, Москва) - Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления. Российский государственный социальный университет. E-mail: tani-87@inbox.ru

Рогач Ольга Владимировна (Россия, Москва) - Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет. E-mail: rogach16@mail.ru

Зуйкина Анастасия Вадимовна (Россия, Москва) - Магистрант по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Российский государственный социальный университет. E-mail: zyikuna@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: