Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Ролевая структура курсантов с разным уровнем социальной адаптации

Ролевая структура курсантов с разным уровнем социальной адаптации

Проблема и цель. Целью настоящей статьи выступает выявление и изучение эффектов и закономерностей социальной адаптации в ролевой структуре курсантов. Проблема адаптивности военнослужащих первого года учебы в военном вузе предполагает, что интеграция ролей тесно связанных с профессиональной идентичностью в ролевую структуру курсантов, может способствовать эффективной адаптации последних.

Методология. Роли рассматриваются в виде метакомпонентов по отношению к личности курсанта и представляют собой части микросоциальной военной системы, в которую включается курсант, обеспечивая тем самым необходимый адаптивный потенциал. Для эмпирического доказательства спланировано исследование, предполагающее реализацию метода структурно-психологического анализа, позволяющего установить детерминацию и взаимодетерминацию феномена в плане его структурной обусловленности, через расчет корреляционного анализа ролевых параметров и индексов структурной организации ИКС, ИОС, ИОС.

Результаты. Получены четыре корреляционные структуры на разных группах курсантов с низким уровнем адаптивности, с уровнем адаптивности ниже среднего, выше среднего и высоким уровнем (p < 0,05). Рассчитанные индексы структурной организации интегрированности (ИКС) и дивергентности (ИДС) ролевой структуры у курсантов с различным уровнем адаптированности демонстрирует «U-образную» зависимость структурной организации ролевого пространства и уровня адаптивности курсантов.

Заключение. Таким образом, настоящая работа демонстрирует определяющее влияние структурных средств и эффектов ролевого пространства курсантов в обеспечении адаптивных процессов, которые являются системными, а не аналитическими. Отношение между ролевой структурой и уровнем адаптивности курсантов имеет характер взаимодетерминации, которая носит сложный характер, основанный на суперпозициях двух базовых тенденций – интегрирующей и дифференцирующей при относительно большей выраженности первой на средних уровнях адаптивности курсантов.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивность, курсанты, военное образование, роли, мезо-уровень, метокомпоненты

Ссылка для цитирования: Федосеева И. А., Перевозкина Ю. М., Гупалов М. М. Ролевая структура курсантов с разным уровнем социальной адаптации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 356-372. doi: 10.32744/pse.2019.3.27

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Федосеева Ирина Александровна (Россия, Новосибирск) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры практической и специальной психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: fedoseevairina60@gmail.com

Перевозкина Юлия Михайловна (Россия, Новосибирск) - Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: per@bk.ru

Гупалов Максим Михайлович (Россия, Санкт-Петербург) - Кандидат педагогических наук, заместитель начальника научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела. Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии. E-mail: maks_gupalov@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: