Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Структурные компоненты процесса моделирования результатов открытого образования

Структурные компоненты процесса моделирования результатов открытого образования

Проблема и цель. Проблема работы заключается в ответе на вопрос – каковы структурные компоненты процесса моделирования результатов открытого образования, принадлежащих всем участникам процесса, объединённых общей культурной целью. Цель статьи – выявить структурные компоненты процесса моделирования результатов, принадлежащих всем участникам процесса и полученных в условиях неопределённости открытого образования.

Методология. Методы исследования: сравнительный анализ концепций педагогического моделирования, принятых в России и за рубежом, а также последующее обобщение в виде схемы структурных компонентов поэтапного моделирования результатов коллективной деятельности, направленной на достижение общей культурной цели.

Результаты. Проанализированы основные теории педагогического моделирования, встречающиеся в публикациях за последние 5 лет. Выявлены структурные компоненты процесса моделирования результатов, полученных в условиях неопределённости открытого образования: 1) вхождение в проблематику результативности образования; 2) построение сквозных компонентов структуры планируемых (ожидаемых) результатов открытого образования, обладающих максимальной функциональной полнотой; 3) представление результатов в операционально-деятельностном виде на основе соответствующей критериальной базы компетентности участников образования; 4) формализация этих результатов через изоморфизм с числовыми рядами, допускающим педагогически содержательную статистическую обработку; 5) разработка динамических компонентов модели исследуемой педагогической продукции, принадлежащей всем участникам открытого образования.

Заключение. На основе произведённых исследований делается вывод о том, что для условий открытого образования необходимо выделить структурные компоненты результатов открытого образования принадлежащих всем участникам процесса, объединённых общей культурной целью и соотнести их с нормативным знанием о процессе моделирования ожидаемых результатов.

Структура модели результатов открытого образования такова, что имеет как статическую, так и инвариантную части, задающие технологические основы экспертизы эффективности образовательной деятельности, а также обеспечивающие построение сквозных компонентов структуры планируемых (ожидаемых) результатов открытого образования, обладающих максимальной функциональной полнотой.

Динамическая часть модели является своеобразным посредником между существующей педагогической ситуацией и возникающей, неопределённой, на первом этапе, перспективой, связанной с инновационными феноменами. Для ситуации открытого образования возникает опасность «распада» конечных результатов, к которым участники процесса могут и не прийти из-за неопределённости организационно-педагогических условий.

Для преодоления такого рода распада (не достижения) необходимо представление результатов в операционально-деятельностном виде, а также формализация этих результатов через изоморфизм с числовыми рядами, допускающими педагогически содержательную статистическую обработку.

Ключевые слова: открытое образование, педагогическое моделирование, ожидаемые результаты, компетентность, процессуальность моделирования, функциональная полнота, педагогическая валидность, операционально-деятельностное представление

Ссылка для цитирования: Ярославцева Н. В., Лопуха Т. Л., Дахин А. Н., Суслов Д. В. Структурные компоненты процесса моделирования результатов открытого образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 55-72. doi: 10.32744/pse.2019.3.5

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Ярославцева Наталья Васильевна (Россия, Новосибирск) - Кандидат педагогических наук, директор. Новосибирский Институт Мониторинга и Развития Образования. E-mail: nvya.nimro@gmail.com. ORCID ID: 0000-0003-2105-4836 

Лопуха Татьяна Леонидовна (Россия, Новосибирск) - Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Новосибирское высшее военное командное училище. E-mail: lopoukha@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-6465-2150

Дахин Александр Николаевич (Россия, Новосибирск) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: dakhin@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6229-3169

Суслов Дмитрий Валентинович (Россия, Новосибирск) - Кандидат военных наук, заведующий кафедрой тактики, полковник. Новосибирское высшее военное командное училище. E-mail: sdv1968@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-2776-5583

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: