Процесс формирования эмпатийно-коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов объясняется тем, что эмпатия и коммуникативная деятельность являются важнейшими составляющими общей профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов.
Созданы конструкты и условия эффективного функционирования процессной и компетентностной моделей формирования эмпатийно-коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов, которые позволяют реализовать коммуникативные и интерактивные технологии, включающие различные формы взаимодействия с обучающимися. Главное из них это – общение, базирующееся на определённых социальных стимулах – культурных символах, языке, телодвижениях, жестах, мимике, пантомимике, интонациях и важного феномена развития самости – способности людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли.
Предложенные модели позволят формировать эмпатийно-коммуникативную компетентность не только на основе социального опыта, но и благодаря социальным контактам, включая эмпатическое слушание и языковую коммуникацию.
Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования могут быть использованы в ходе организации изучения педагогических дисциплин студентами педагогических вузов и учителями-предметниками образовательных организаций в учебно-воспитательном процессе и организации педагогического менеджмента.
Ключевые слова: эмпатийно-коммуникативная компетентность, сострадание, обучение ребенка альтруистическому поведению, поведенческая способность, педагогическая эмпатия, эмпатическая реакция на стимул, полифункциональный подход, синтез методологий, педагогический менеджмент
Ссылка для цитирования: Шкитина Н. С., Гнатышина Е. В., Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Циулина М. В. Педагогические модели формирования эмпатийно-коммуникативной компетентности студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 101-118. doi: 10.32744/pse.2019.3.8
Информация об авторах:
Шкитина Наталья Сергеевна (Россия, г. Челябинск) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: shkitinans@cspu.ru. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4778-5717 Гнатышина Екатерина Викторовна (Россия, г. Челябинск) - Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: gnatyshinaev@cspu.ru. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-5960-586X Касаткина Наталья Степановна (Россия, г. Челябинск) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: kasatkinans@cspu.ru. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4619-0463 Немудрая Елена Юрьевна (Россия, г. Челябинск) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: nemudraja72@mail.ru. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1497-3503 Циулина Марина Владимировна (Россия, г. Челябинск) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: ciulinamv@cspu.ru. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0427-8432