Перспективы науки и образования

Главная » Философия образования, методология, информация » Проблема актуальности античного наследия в социально-гуманитарном знании (на примере педагогики)

Проблема актуальности античного наследия в социально-гуманитарном знании (на примере педагогики)

Введение. Использование теоретического наследия прошлых эпох в современных исследованиях заключает в себе герменевтические риски. Аргументация авторов с опорой на авторитет мыслителей прошлых эпох (особенно, на авторитет мыслителей античности и средневековья) должна учитывать семантические сдвиги в содержании понятий, которые произошли в процессе ротации научных картин мира. Отсюда проблема аутентичного понимания смысла трудов, которые привлекаются исследователями.

Материалы и методы. По решению ЮНЕСКО 2016 год был объявлен годом Аристотеля. Круглая дата стимулировала интерес к наследству философа со стороны специалистов разных научных направлений. Это обстоятельство позволяет проанализировать материал российской и международных библиографических баз данных научных публикаций и дать примеры того формального восприятия творчества античных мыслителей, которое встречается в социально-гуманитарном дискурсе, в частности – в педагогических науках.

Результаты исследования. Некритическое использование педагогического наследия Аристотеля (эпистемологии, методологии, другое) в работах ученых служит иллюстрацией проблемы аутентичного понимания исторического наследия. Анализ этих работ показывает, что игнорирование мировоззренческих условий, в рамках которых происходило формирование античной науки и ее понятийного аппарата, приводит к неправомерной модернизации педагогической теории Аристотеля.

Обсуждение и заключение. Решение указанной проблемы заключается в повышении историко-философской компетенции представителя конкретной социально-гуманитарной науки. Это позволит ему оценить историческое наследие своей науки с учетом мета-теоретической эволюции ее понятийного аппарата. В результате апелляция к трудам предшественников станет по-настоящему предметной и сможет существенно повысить качество исследования.

Ключевые слова: социально-гуманитарные науки, педагогика, педагогическая эпистемология, историческое наследие, история философии, история науки, научная революция, научная картина мира, содержание понятия, античность, мировоззрение

Ссылка для цитирования: Кузьменко Г. Н. Проблема актуальности античного наследия в социально-гуманитарном знании (на примере педагогики) // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 10-19. doi: 10.32744/pse.2019.3.1

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Кузьменко Григорий Николаевич (Россия, Москва) - Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии. Российский государственный социальный университет. E-mail: rgsu-centr@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7616-1404

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: