Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Направления совершенствования федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Направления совершенствования федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Проблема обновления федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) в настоящее время остается актуальной. Для ее решения был проведен анализ и обобщение нормативных документов об образовании, состояния теории и практики внедрения и реализации ФГОС в школьное образование. Современное общество требует целевого профессионального выбора и максимального раскрытия потенциала учащихся. Во ФГОС СОО должны быть четко представлены ядро содержания каждой учебной дисциплины: основные факты, модели, понятия, законы, и др., объединенные предметными концепциями.

Вместо базового и углубленного уровней образования в старшей школе предлагаются три уровня: профессиональный, специальный и квалификационный. Профессиональный уровень – обязательный для всех учащихся – должен составлять основу контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Специальный уровень должен готовить учащихся к будущей профессии (например, физика для будущих инженеров), квалификационный уровень – давать глубочайшие основы будущей профессии (например, физика для будущих ученых-физиков). Выбранные на этих уровнях предметы представляют индивидуальный профиль образования школьника.

Дисциплины, не вошедшие в профильный уровень, относятся к общекультурному уровню. Общекультурный уровень должен давать возможность освоения школьником основных предметных концепций и картин мира, необходимых для адекватного восприятия и грамотной интерпретации научно-популярной информации, для формирования соответствующих современному научному мировоззрению суждений и умозаключений. В отношении каждого учебного предмета необходимо определить его общекультурный код: основное общекультурное назначение целевого развития и средства реализации.

Необходимо отказаться от компетентностного подхода в описании личностных, метапредметных и предметных требований и результатов и вернуться к понятийному подходу во ФГОС и других нормативных документах. Диагностичностью обладают конкретные понятия, составляющие основу предметных знаний, а также умения и навыки. Проверка освоения предметов профильных уровней должна выяснять сформированность знаний, умений и навыков. Проверку степени освоения предметов на общекультурном уровне следует выполнять в виде защиты рефератов, проектов или практических исследований.

Ключевые слова: ядро содержания, профессиональный уровень, специальный уровень, квалификационный уровень, индивидуальный профиль образования, общекультурный уровень

Ссылка для цитирования: Кочергина Н. В., Машиньян А. А. Направления совершенствования федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 44-54. doi: 10.32744/pse.2019.3.4

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Машиньян Александр Анатольевич (Россия, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук. Ведущий научный сотрудник. Институт стратегии развития образования Российской академии образования. E-mail: mash404@mail.ru

Кочергина Нина Васильевна (Россия, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук. Ведущий научный сотрудник. Институт стратегии развития образования Российской академии образования. E-mail: kachergina@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: