Перспективы науки и образования

Главная » Военная педагогика » Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища

Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища

Проблема и цель. В статье анализируется проблема субъективного благополучия курсантов, острота которой обусловлена современными противоречивыми процессами, протекающие в глобализирующемся мире, с особой остротой ставят вопросы развития профессиональных качеств в подготовке военных кадров. Образование военнослужащих высоко ценилось во все времена, опиралось на лучшие образцы, закрепленные в практике, выявляло новые пути повышения эффективности педагогических процессов, основанные на ролевом взаимодействии курсантов и преподавателей. Цель статьи раскрытие закономерностей ролевой детерминации субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе военного вуза.

Методология. Ролевая детерминация субъективного благополучия курсантов высшего командного училища рассматривается как регуляторный механизм, обеспечивающий определенное ролевое поведение и активность в рамках усвоенной роли в военном образовательном учреждении, при этом определяется, что специфика процесса обучения в военных вузах построена таким образом, что сформированные роли будут способствовать успешному освоению образовательной программы военного вуза. Для эмпирического доказательства модели спланировано исследование, предполагающее рассмотрение ролей как предикторов субъективного благополучия курсантов высшего командного училища посредством множественного пошагового регрессионного анализа.

Результаты. Получена регрессионная модель, объясняющая более 60 % значимой тесной связи девяти ролевых предикторов с переменной откликом – субъективное благополучие (R = 0,79). Приводятся данные о статистически значимом влиянии ролевых факторов на переживание субъективного благополучия курсантами (p ≤ 0,001). Доказывается, что ролевыми предикторами, определяющими высокое ощущение субъективного благополучия и отражающие противоречивое единство, являются роли подчинение нормативам и уставу воинского сообщества с одной стороны (0,35), а с другой стороны реализующие ожидания, относящиеся к роли защитника отечества, победителя, героя (0,3), а также способность к руководству (0,13). Ролевыми предикторами, снижающими субъективное благополучие выступают семейные роли (от -0,12 до -0,39) и деструктивная роль (-0,21).

Заключение. Таким образом, настоящая работа раскрывает влияние формирования ролей у военнослужащих связанных с защитой отечества что демонстрирует специфику образовательного процесса военного вуза направленного на формирование профессиональных качеств будущего офицера с учетом природной гендерной идентификации, обеспечивающей приобретение индивидом соответствующих ценностей, норм гендерного поведения, убеждений, умений и навыков, развитие маскулинной модели поведения.

Ключевые слова: субъективное благополучие, курсанты, военное образование, ролевые предикторы

Ссылка для цитирования: Сивак А. Н., Перевозкина Ю. М., Федосеева И. А. Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 385-398. doi: 10.32744/pse.2019.2.29

pdf-iconFull text (PDF)

Информация об авторах:

Сивак Александр Николаевич (Россия, Санкт-Петербург) - Доктор педагогических наук, заместитель начальника по научной работе, начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела. Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: alexzig@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0063-8445

Перевозкина Юлия Михайловна (Россия, Новосибирск) - Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: per@bk.ru. ORCID ID: 0000-0003-4201-3988

Федосеева Ирина Александровна (Россия, Новосибирск) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры практической и специальной психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: fedoseevairina60@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-6549-0886

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: