Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Гендерные трансформации в ментальности современных российских школьниц

Гендерные трансформации в ментальности современных российских школьниц

Введение. В современном российском обществе разворачивается бурная полемика между традиционалистской и эгалитарной идеологиями гендерных отношений. Содержание гендерной ментальности интенсивно изменяется в период от младшего подросткового к старшему школьному возрасту. Цель статьи – выявить приверженность современных школьниц традиционным или эгалитарным нормам мужского и женского поведения, определить векторы изменений их гендерных идеалов и представлений в течение подросткового возраста в условиях закрытого образовательного учреждения.

Материалы и методы. Представлены результаты анкетирования учащихся 5-х и 11-х классов Московского кадетского корпуса «Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской федерации» (Москва), в ходе которого изучались гендерные идеалы, представления и склонности как промежуточные результаты гендерной социализации.

Результаты исследования. Эмпирически фиксируются противоречивые тенденции в развитии гендерной ментальности школьниц: расширение эгалитарных представлений относительно семьи и профессиональной деятельности при одновременном росте традиционализма во взглядах школьниц от младшего подросткового к юношескому возрасту.

Обсуждение и заключения. Обосновывается необходимость изменения педагогической культуры, повышение уровня гендерной компетентности учителей и воспитателей, переход от полоролевой к гендерной модели социализации в образовании.

Ключевые слова: традиционалистская и эгалитарная модель поведения, фемининность/маскулинность, трансформации в ментальности, гендерная социализация в образовании, гендерные идеалы, ценности и представления

Ссылка для цитирования: Штылева Л. В., Ключко О. И. Гендерные трансформации в ментальности современных российских школьниц // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 240-255. doi: 10.32744/pse.2019.2.18

pdf-iconFull text (PDF)

Информация об авторах:

Ключко Ольга Ивановна (Россия, Москва) - Доктор философских наук, профессор департамента психологии. Московский городской педагогический университет. E-mail: olga_klioutchko@rambler.ru. https://orcid.org/0000-0003-1446-3965

Штылева Любовь Васильевна (Россия, Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник. Институт исследований детства, семьи и воспитания Российской академии образования. E-mail: lyubov-shtyleva@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0002-0333-7448

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: