Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Текст как дидактическая доминанта современной системы речетворческого развития обучающихся: интерпретационный аспект

Текст как дидактическая доминанта современной системы речетворческого развития обучающихся: интерпретационный аспект

Дидактической доминантой современной системы речетворческого развития обучающихся, направленной на формирование языковой личности, обладающей функциональной грамотностью, способной к интерпретационной деятельности, является текст, в котором есть все, чтобы обучать, воспитывать и развивать учащихся. Рассматривая текст в антропоцентрическом аспекте, авторы обращаются прежде всего к феномену «понимание», анализируя понимание текста как лингводидактическую проблему, где автор и читатель выступают сотворцами, где читатель интерпретирует текстовые смыслы, при этом включается психоэмоциональный механизм, механизм чувственного мышления. Таким образом, речь идет о формировании читателя, владеющего практическими методами, в число которых включаются метод интроспекции, метод когнитивного моделирования, метод дискурсивного анализа. Универсальность текста как дидактической единицы речетворческого развития обучающихся позволяет преподавателю оптимизировать учебно-воспитательный процесс, создавать атмосферу сотрудничества, вырабатывать долговременную положительную мотивацию к учению, включать обучающихся в креативную речетворческую деятельность. Восприятие художественного текста предполагает понимание текста и проникновение в его глубинные смыслы. Во многом благодаря сенсорной составляющей анализа текста, которая не ограничивается описанием ощущений, возникающих в процессе знакомства с текстом, обучающимся становится понятен замысел автора текста. Обязательной частью анализа текста с сенсорной составляющей является выход в речетворческую деятельность учащихся, направленную на создание собственных текстов.

Ключевые слова: речетворческая личность, речетворческое развитие, интерпретационная деятельность, понимание, художественный текст, сенсорная составляющая анализа текста

Ссылка для цитирования: Пономарева Л. Д., Чурилина Л. Н. Текст как дидактическая доминанта современной системы речетворческого развития обучающихся: интерпретационный аспект // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 365-379. doi: 10.32744/pse.2019.1.27

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Пономарева Любовь Дмитриевна (Россия, г. Магнитогорск) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: ponomareva.ld@yandex.ru

Чурилина Любовь Николаевна (Россия, г. Магнитогорск) - Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: lchurilina@gmail.com

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: