Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Анализ лирического сюжета на занятиях по теории и истории литературы в вузе (на материале оды М. В. Ломоносова «На новый 1764 год»)

Анализ лирического сюжета на занятиях по теории и истории литературы в вузе (на материале оды М. В. Ломоносова «На новый 1764 год»)

В статье предлагается оригинальный подход к изучению на занятиях по литературе в вузе сюжета лирического стихотворения, относящегося к доромантической эстетической системе – классицизму. Материалом изучения послужила последняя ода М. В. Ломоносова – «На новый 1764 год». Согласно гипотезе авторов статьи, в этой оде Ломоносов, опираясь на свой творческий и жизненный опыт, не столько восторгается «добротами» императрицы, сколько рефлексирует, в доступных ему формах нормативного искусства, над феноменом Времени. В результате в оде возникает «сюжет времени». Он не является завершенным и целостным, но складывается из слов, образов и формул с темпоральным значением. Для его вычленения из текста и последующей интерпретации предлагается использовать метод «комментированного аналитического пересказа». Этот последний позволяет обнаружить в оде «лирический нарратив» о «золотом веке» и той роли, которую играют в его осуществлении императрица Екатерина II и сам поэт-ученый. В рамках «сюжета времени» выделен также «солярный сюжет» – «рассказ» о смене времён года в России. Его анализ дает право утверждать, что Ломоносов достиг недоступного никому из его современников-поэтов уровня художественной детализации. Пафосом последней оды Ломоносова становится утверждение идеи общеполезной деятельности во благо страны.

Ключевые слова: Ломоносов, жанр торжественной (эонической) оды, методика преподавания литературы в вузе, комментированный пересказ, лирический сюжет, топос, тема времени, тема природы

Ссылка для цитирования: Петров А. В., Абрамзон Т. Е., Цуркан В. В. Анализ лирического сюжета на занятиях по теории и истории литературы в вузе (на материале оды М. В. Ломоносова «На новый 1764 год») // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 161-179. doi: 10.32744/pse.2019.1.12

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Петров Алексей Владимирович (Россия, Магнитогорск) - Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения. Институт гуманитарного образования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: alexpetrov72@mail.ru

Абрамзон Татьяна Евгеньевна (Россия, Магнитогорск) - Доцент, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой языкознания и литературоведения. Институт гуманитарного образования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: alexpetrov72@mail.ru 

Цуркан Вероника Валентиновна (Россия, Магнитогорск) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания и литературоведения. Институт гуманитарного образования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: alexpetrov72@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: