В статье представлены результаты психолингвистического и психосемантического анализа образа мира подростков. Полученные данные указывают на высокую степень индивидуализации образа мира современных подростков. Для образа мира старшего подростка характерно перманентное развитие с акцентом на развитие самосознания и личной системы ценностей.
Образ мира старшего подростка имеет временные координаты: здесь и сейчас. Выделены 8 основных кластеров образа мира подростка: «психический мир», «дом и семья», «увлечения и досуг», «школа и обучение», «дружба и друзья», «предметный мир», «социум», «природа и космос». Кластер «психический мир» является самым значимым. На основе выделенных кластеров создана психосемантическая модель образа мира старшего подростка. Полученные результаты дополняют знания об индивидуально-личностных особенностях функционирования и становления образа мира в подростковом возрасте. Они могут быть использованы в психолого-педагогической работе с подростками при прогнозировании и коррекции индивидуальной траектории развития и создании психологически безопасной среды. Процесс объективации образа мира позволяет подростку осознавать свои проблемы, способствует развитию внутренней регуляции индивидуальных представлений о действительности и коррекции неконструктивных способов поведения.
Ключевые слова: образ мира, подросток, психолингвистика, психосемантика, контент-анадиз, модель
Ссылка для цитирования: Шулева Е. И. Психосемантическая модель образа мира старшего подростка // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 122-130. doi: 10.32744/pse.2018.6.13
Информация об авторах:
Шулева Елизавета Игоревна (Россия, Магнитогорск) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии. Институт гуманитарного образования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: lizunova07@rambler.ru