На основе обобщения опыта преподавания дисциплин «Методология научных исследований», «Методы научного творчества» и др. рассмотрены способы и методы изложения материала, помогающие выработать у студентов проблемный, творческий подход к решению научных и инженерных задач. Отмечено, что изложение материала должно обеспечить освоение студентами не столько конкретных методик сбора информации, инженерного анализа и т.п., сколько методологии поиска и оценки потенциальных или альтернативных решений реальных и сложных проблем. Соответственно преподавание должно основываться на применении активных форм обучения. Рекомендован минимум информации, относящейся к базовым понятиям теории познания и необходимый для освоения методологии исследований. В качестве одного из источников конкретных примеров успешного и творческого решения проблем предложены современные отечественные и зарубежные патенты, собранные и систематизированные в справочниках и монографиях, рекомендованных в данной работе. Показано, что освоение методологии постановки и проведения научных исследований обеспечивает хорошую основу для успешного решения сложных инженерных и научных проблем в профессиональной практике специалистов.
Ключевые слова: методология научных исследований, проблемный подход, активные методы обучения, креативная активность
Ссылка для цитирования: Левин Д. М., Муравлева Л. В. Опыт формирования у студентов творческого подхода к решению инженерных задач // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 94-102. doi: 10.32744/pse.2018.5.10
Информация об авторах:
Левин Даниил Михайлович (Россия, Тула) - Профессор, доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики. Тульский государственный университет. E-mail: danlevin48@gmail.com Муравлева Людмила Владиславовна (Россия, Тула) - Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры физики. Тульский государственный университет. E-mail: mmila22@mail.ru